Билет№14
1.Гидродинамика
– раздел
гидромеханики, изучает движение жидкостей и воздействие их на обтекаемые ими
твердые тела. Теоретические методы гидродинамики основаны на решении точных или
приблизительных ур-й, описывающих физ. явл-я в движущихся жидкости или газе.
Для кораблей, самолётов, ракет. Аэродинамика- раздел аэромеханики, в
кот. изучаются законы движения газа(воздуха) и силы, возникаюшие на поверхности
обтекаемые газом тело. Осн. Задачи – определ. Сил, действ. на движ-ся в газе
тело, распределения давления на его поверхности; изучение направления струй
воздуха вокруг него.
Уравнение
Бернулли: Давление в жидкости,
текущей по горизонтальной трубе переменного сечения, больше в тех сечениях
потока, в которых скорость ее движения меньше, и наоборот, давление меньше в
тех сечениях, в которых скорость больше. E2 – E1 = ΔA = (p1 – p2)ΔV,; ---уравнение Бернули.
; Если сечение потока жидкости достаточно
велико, то уравнение Бернулли следует применять к линиям тока,
т. е. линиям, вдоль которых перемещаются частицы жидкости при стационарном
течении. Например, при истечении идеальной несжимаемой жидкости из отверстия в
боковой стенке или дне широкого сосуда линии тока начинаются вблизи свободной
поверхности жидкости и проходят через отверстие.
Значение работ Н. Е. Жуковского в
развитии авиации рус. учёный,
основоположник современной аэродинамики. Член-корреспондент академии наук
Питера. Труды по теории авиации. Исследования по механики тв. тела, гидравлике,
прикладной механики. Участник создания аэродинамического института в Кучино под
Москвой(1904). Теория возникновения подъёмной силы крыла при обтекании потока
воздуха.
Подъёмная сила крыла
самолёта
Из-за специального профиля крыла и наличия угла атаки, т. е. угла наклона крыла по
отношению к набегающему потоку воздуха, скорость воздушного потока над крылом
оказывается больше, чем под крылом. Поэтому на рис. 1.22.4 линии тока над
крылом располагаются ближе друг к другу, чем под крылом. Из уравнения Бернулли
следует, что давление в нижней части крыла будет больше, чем в верхней; в F. результате появляется
сила Fy, действующая на крыло. Вертикальная составляющая
этой силы называется подъемной силой. Подъемная сила позволяет скомпенсировать
силу тяжести, действующую на самолет, и тем самым она обеспечивает возможность
полета тяжелых летательных аппаратов в воздухе. Горизонтальная составляющая Fx представляет собой силу сопротивления среды. Теория подъемной силы
крыла самолета была создана Н. Е. Жуковским. Он показал, что
существенную роль при обтекании крыла, играют силы вязкого трения в
поверхностном слое. В результате их действия возникает круговое движение (циркуляция) воздуха вокруг
крыла (зеленые стрелки на рис. 1.22.4). В верхней части крыла скорость
циркулирующего воздуха складывается со скоростью набегающего потока, в нижней
части эти скорости направлены в противоположные стороны. Это и приводит к
возникновению разности давлений и появлению подъемной силы. Циркуляция воздуха,
обусловленная силами вязкого трения, возникает и вокруг вращающегося тела.
2. Явление
выхода электронов из металла при его нагревании называется термоэлектронной
эмиссией. Это явление используется в различных электронных приборах. Простейший
– электровакуумный диод. Этот прибор состоит из стеклянного болона, в котором
находятся два электрода: катод и анод. Анод изготовлен из металлической
пластины, катод – из тонкой металлической проволоки, свернутой в спираль. Концы
спирали укреплены на металлических стержнях, имеющих два вывода для подключения
в электрическую цепь. Соединив выводы катода с источником тока, можно вызвать
нагревание проволочной спирали катода проходящим током до высокой температуры.
Проволочную спираль нагреваемую электрическим током, называют нитью накала
лампы.
Если в аноде электронной
лампы сделать отверстие, то часть электронов, ускоренных электрическим полем,
пролетит в это отверстие, образуя за анодом электронный пучок. Электронный
пучок, попадая на тело, вызывает их нагревание. При торможении быстрых электронов,
разогнанных до больших скоростей электрическим полем и попадающих на вещество.
Возникает рентгеновское излучение. Некоторые вещества, бомбардируемые
электронами светятся (люминофоры). Электронные пучки откланяются электрическими
и магнитными полями. Электронно – лучевая трубка – это вакуумный электронный
прибор, позволяющий преобразовывать электрические сигналы в видимое
изображение. В длинном баллоне трубки создан высокий вакуум. Внутри баллона
имеется система электродов. Позволяющая получать очень тонки и очень длинный
пучок электронов. Эту совокупность электродов называют электронной пушкой
(прожектором). Она состоит из подогреваемого катода, управляющего электрода,
первого и второго анодов. Катод представляет собой узкий цилиндр, внутри
которого находится нагреватель. Снаружи катод покрыт специальным веществом с
малой работой выхода электронов. Управляющий электродом предназначен для
регулировки интенсивности электронного пучка. Он имеет цилиндрическую форму и
окружает катод. Через отверстие в основании этого цилиндра пролетают электроны.
Испускаемые катодом. На управляющий электрод попадает небольшой отрицательный
потенциал. Изменяя потенциал управляющего электрода и, следовательно, изменяя
яркость пятна на экране. Также имеются вертикальные и горизонтальные
отклоняющие пластины.